МЕНЮ
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ПО К.Г.ЮНГУ
описание А.В.Курпатова
ПЕРСОНА
«Персона» в каком-то смысле является полным повторением Фрейдовского «Супер-эго», только Юнг говорит, что это тот способ, каким мы хотим являться миру. «Персона» - это социально-приемлемый (одобряемый) характер. Это те социальные роли, которые мы исполняем, внешность, которую мы демонстрируем, наши индивидуальные способы самовыражения.
Смысл термина — фальшь. «Персона» переводится с латыни, как «маска», или «фальшивое лицо». Такими масками актёры древнеримских театров скрывали свои лица, чтобы исполнять роли, требуемые пьесой.

«Персона» человека амбивалентна: если она доминирует, то она подавляет нас, сковывает внутри тех социальных ролей, которые предписывает нам общество и мораль; с другой стороны, она защищает нас от социальных сил, которые могут причинить нам страдание, а также определяет наше место в обществе, позволяет развиваться социальной игре.
Юнга больше всего смущает в «Персоне» то, что, когда мы идентифицируемся с ней, то можем начать верить, что мы — это она. Но мы — не наша «Персона». Мы, с одной стороны, хуже неё — мы не так хороши, какими хотим казаться, но, с другой стороны, мы куда объёмнее и сложнее, чем эта наша «маска».
ЭГО
Если проанализировать разные высказывания Юнга, то можно сказать, что «Эго» - это:
  • инструмент, с помощью которого мы познаём себя и других; центр сознания, «относится к переживанию себя как центра воли, желания, размышления и действия»;
  • зеркало и магнит психических содержаний, только через него информация, включая пока бессознательную, может стать нам доступной; комплекс, а именно — эмоционально окрашенная совокупность чувств, мыслей, переживаний, сознательных установок; врождённый центр осознанности;
  • энергетический центр сознания, занимающийся распределением содержимого в порядке значимости; центр воли в принятии решений; организатор ассоциаций, позволяющий человеку управлять значительными массивами информации.
«Эго», при всей его значимости, всё-таки является лишь неким управляющим, распорядителем, но не фактическим деятелем. Однако оно делает всё, чтобы мы не знали о реальных бенефициарах или, мажоритальных акционерах нашей психики. «Эго, — писал Юнг, — всегда хочет всё объяснить и утвердить своё собственное существование».
ТЕНЬ
«Тень» — это повторение «Оно» или «Ид» Фрейда. В Тени обитают наши собственные, вытесненные нами же чувства и желания. Это символические залежи наших настоящих желаний, мотивов, влечений, аффектов, все вытесненное и неугодное «Эго» под давлением «Персоны».
«Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? — задавался вопросом Юнг, — Если я хочу быть цельным, то должен иметь и тёмную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю ещё раз, что я человеческое существо, подобное любому другому».
«Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться от того и от другого.
Метод, который он нашёл, - убежать от них. Так он встал и побежал. Но он всё время ставил ноги на землю и оставлял новый след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал всё быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока наконец его не настигла смерть.
Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов».

Чжуан-цзы
АНИМА и АНИМУС
Мы идём глубже вниз - от сознания к коллективному бессознательному, и на нашем пути возникает «Анима», если вы мужчина, и «Анимус», если вы женщина. Эти силы, несмотря на свою укорененность в бессознательном, на самом деле, достаточно плотно связаны с Вашей «Персоной». Это «альтер-эго» ваших представлений о мужественности, если вы мужчина, и о женственности, если вы женщина.
Для простоты понимания, представьте, что «Анима» — это ваша мифологическая мать, если вы мужчина, а «Анимус» — это ваш мифологический отец, если вы женщина (Юнг считал, что родители противоположного пола оказывают фундаментальное влияние на характер этой вашей сущности).
Юнг считал, что с точки зрения нашей половой идентичности, мы вытесняем в своё бессознательное черты мужского, если мы мужчины, и черты женского, если мы женщины, — в область, образованную нашими «Анимой» и «Анимусом».
Допустим, если вы мужчина, который считает, что вы должен быть сильным и решительным, то ваша «Анима» примет на себя уязвимость, нерешительность, податливость, адаптивность.
Если вы женщина, которая считает, что вам следует быть мягкой, покладистой, доверчивой, открытой, то ваш «Анимус» примет обличье деспотичного, агрессивного, вероломного и прямолинейного существа.
При этом, мы помним, что этот конфликт между различными частями нас самих является проблемой, а наши «Анима» (если вы мужчина) и «Анимус» (если вы женщина) — это части нас, которые мы должны интегрировать внутрь себя, принять их, как свою исконную часть.
Пока наша «Анима» или «Анимус» не осознанны, не приняты как часть нашей самости, мы будем стремиться проецировать их на людей противоположного пола. Фантазии, связанные с ними, будут влиять на все наши отношения с представителями противоположного пола, включая родителей.
САМОСТЬ
«Самость». Юнг считал этот архетип главным для структуры нашей психики и целостности нашей личности.
«Самость» — архетип центрированности, это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Согласно Юнгу, «Самость» определяет работу психики через внутреннюю интеграцию. Он считал, что «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является Самостью».
«Архетипом человека является самость. Самость всеобъемлюща. Бог — круг, чей центр везде, и границ у него нет». — писал он.
ПРОЦЕСС ИНДИВИДУАЦИИ
Путь развития человека до Человека Юнг называл «Процессом индивидуации». Это процесс обретения или, лучше даже сказать, утверждения своей духовной, внутренней сущности, процесс становления личности, такого психологического развития её, при котором реализуются и воплощаются, усиливаются и ускоряются индивидуальные задатки и уникальные особенности. Индивидуация — это процесс, нашего восхождения к «Духу». По теории Юнга этот процесс связан с признанием и интеграцией всех частей психики В Самость.

Юнг считал, что великие духовные учителя - Христос, Магомет и Будда — являются символами «Самости». Это символы целостности, единства, примирения противоположностей и динамического равновесия — целей процесса индивидуации.